lieutenant2k (lieutenant2k) wrote,
lieutenant2k
lieutenant2k

Category:

этот день в истории Формулы-1

Сегодня исполняется сорок пять лет голландскому автогонщику, участнику чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1", Йосу Jos the Boss Ферстаппену




Традиционно для большинства гонщиков карьера Йоса в автоспорте началась в восьмилетнем возрасте с картинга. Вскоре он уже участвовал в национальных чемпионатах, а в 1984 году выиграл юниорский чемпионат Нидерландов. Также на его счету и два титула в европейском чемпионате.

В конце 1991 года перешел в серию "Формула-Опель". В первый же свой сезон стал чемпионом и получил приглашение выступить в серии "Формула-3" за команду Van Amersfoort Racing. Во время зимнего перерыва в европейском чемпионате стартовал в новозеландской "Формула-Атлантик". В итоге в 1993 году Ферстаппен выиграл как немецкий чемпионат Ф-3, так и гонку "Masters of Formula 3" этого сезона.






В том же году, в конце сентября, практически сразу же после ГП Португалии, он принял участие в тестах Ф-1 за команду Footwork Arrows. Лучший его круг был всего на семь сотых секунды хуже, чем у основного пилота команды, и позволил бы ему стартовать в прошедшей гонке десятым. Естественно, что этот факт привлек к Ферстаппену внимание практически всех команд пелотона (кроме, конечно же, Ferrari и Williams). Через пару месяцев он провел тесты для команды McLaren, и вновь с хорошим результатом.
В итоге в январе 1994 год было объявлено о том, что Йос подписал контракт тест-пилота с командой Benetton.








Однако все сложилось по-другому. На предсезонных тестах получил травму основной пилот команды, Джей-Джей Лехто, и Ферстаппен заменил его в первух двух Гран-При сезона (правда, добраться до финиша так и не смог). После он уступил место в кокпите восстановившемуся финнскому гонщику, однако показанные последним в четырех гонках результаты не устроили руководство команды, и он указали Лехто на дверь, а его место занял Йос. Сейчас уже можно спокойно говорить, что это был самый удачный период в гоночной карьере голландца, когда он управлял классным болидом. И результаты только подтверджают это. Да, были сходы (как по вине команды, так и по вине самого пилота), но были и два третьих места на подиуме в Венгрии и Бельгии - лучший результат в карьере.
На двух последних этапах сезона 1994 года руководство команды в попытке выиграть Кубок Конструкторов решило заменить Йоса на более опытного пилота (им стал Джонни Херберт).








И, если уже вспоминать тот год, то, конечно же, нельзяне упомянуть инцидент с пожаром на пит-лейн, причиной которого стали действия команды, внесшей несанкционированные изменения в заправочное оборудование




На сезон 1995 года шеф команды Benetton, Флавио Бриаторе, отдал Ферстаппена в Simtek. Но голландский гонщик не смог реализовать свой потенциал. Во-первых, постоянные технические проблемы не позволили ему в первых трех гонках добраться до финиша. Во-вторых, из-за финансовых проблем команда обанкротилась после ГП Монако, в котором на старт вообще не вышла. Оказавшись вне гонок, Йос занимался тестами для разных команд, надеясь вернуться в следующем сезоне.




Однако надежды вернуться в Benetton не оправдались. Бриатлое предпочел пару Алези-Бергер, а Ферстаппен подписал контракт с Footwork. Но и здесь ему приходилось больше бороться с болидом, чем с соперниками. Клетчатый флаг он в том сезоне увидел лишь четыре раза в шестнадцати гонках. И одно зачетное очко за шестое место в ГП Аргентины можно считать подарком судьбы.

Изначально предполагалось, что Ферстаппен останется с командой еще на один сезон. Однако когда у нового руководителя команды, Тома Уолкиншоу, появилась возможность заполучить к себе внезапно оказавшегося без места на 1997 год Деймона Хилла, он без колебаний распрощался с Йосом.






В 1997 году голландца "приютили" в Tyrrell. Увы, легендарная некогда команда доживала свои последние деньки. Недостаток финансирования, слабое шасси, маломощный двигатель - все это приводило к тому, что гонщики вели борьбу в конце пелотона. О том, чтобы претендовать на очки, речь даже и не шла.
В конце сезона ВАТ выкупили у Тиррелла команду, и, несмотря на желание Кэна оставить в команде голландца, взяли на 1998 год вместо него рента-драйвера Рикардо Россета.




В 1998 году он провел вторую половину сезона в команде Stewart. Однако не смог произвести впечатление (и вновь - из-за слабого болида), поэтому остался в очередной раз без места на сезон-1999.




В карьере Ферстаппена все могло поменяться в 1999 году. В тот период готовился придти заводской командой в Формулу-1 японский концерн Honda, и Йос подписал в конце 1998 года контракт на проведение тестов. К сожалению, технический директор проекта, Харви Постлтуэйт, весной 1999 года умер от сердечного приступа, а без него проект был фактически свернут.




В 2000 году Ферстаппен вернулся в Arrows. Два следующих сезона он провел в кокпите оранжево-черных машин. На тот момент у болида команды были хорошие двигатели, неплохая скорость, но очень низкая надежность. Так что очень часто, прорвавшись после старта в верхнюю часть пелотона, пилоты просто не добирались до финиша.

За эти два сезона Йос лишь трижды набирал очки - пятое место в 2000 году в Канаде, четвертое место в том же сезоне в Италии и пятое место наГП Австрии 2001 года.

У Ферстаппена был действующий контракт на выступления и в сезоне 2002 года, но руководство команды разорвало его, предпочтя немца Хайнца-Харальда Френтцена (за что впоследствие поплатилось, проиграв инициированный голландцем судебный процесс).




Так что 2002 год Йос вновь провел вне гонок. Была попытка провести тесты для команды Sauber, однако он не смог разместиться в кокпите болида, который был уже предыдущих.

А в 2003 году "красная шапка" гоночного шлема вновь была в пелотоне. На этот раз - в команде Minardi. Но тот год откровенно не задался (даже без учета технических возможностей болидов команды). Многие отмечали, что Йос фактически уступил напарнику. В конце года он ушел из команды, поскольку не хотел больше сражаться в последних рядах.




Ферстаппен был в 2004 году одним из кандидатов в качестве замены пилоту Jordan Джорджио Пантано, однако кокпит EJ14 оказался для него тесным.




На этом его карьера в Ф-1 завершилась. Он провел один сезон в серии A1 Grand Prix.
Дважды (в 2008 и 2009 годах) стартовал в Ле-Мане. В 2008 году вместе с напарниками был первым в своем классе LMP2 (десятым в общей классификации).



Tags: Ф-1, автогонки, история, спорт, формула-1
Subscribe

  • ЧГК. Первая лига Киева

    В который уже раз по вторникам в этом журнале все желающие могут попробовать свои силы в ответах на вопросы, над которыми ломали голову участники…

  • ЧГК. Первая лига Киева

    Продолжаем тренировать свой мозг с помощью пять вопросов с этапов Первой лиги Киева по "Что? Где? Когда" прошлых лет. Бонусный вопрос не забыт.…

  • ЧГК. Первая лига Киева

    Нет времени объяснять - вперед, отвечать на очередные пять вопросов с этапов Первой лиги Киева по "Что? Где? Когда" прошлых лет. Есть также и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments